Что провоцирует аутизм?

ППривет! Я — Инна Векленко, главный психолог первого в Казахстане инклюзивного центра «Эрудит». Моя работа заключается в том, чтобы помочь детям с особенностями развития — будь то задержка речи, сложности в обучении, СДВГ, расстройства аутистического спектра, сенсорные нарушения и другие состояния — раскрыть этот потенциал и научиться уверенно взаимодействовать с окружающим миром.

Я сопровождаю детей и их семьи на каждом этапе: диагностирую, подбираю индивидуальные методики коррекции, консультирую родителей и применяю современные подходы, включая нейропсихологическое сопровождение и систему РИСА (Реальная Инклюзия Социальной Адаптации). Также я сертифицированный АВА-терапист и эксперт МОХО dCPT.



Мой главный принцип прост, но важен: «Каждый ребёнок уникален. Важно не только видеть его особенности, но и помогать раскрыть его потенциал в мире, где есть место каждому».

Я создаю условия, в которых ребёнок чувствует себя в безопасности, получает поддержку и учится радоваться своим успехам. Вместе мы сможем сделать путь вашего малыша к гармоничному развитию и самореализации максимально комфортным и успешным.


«На сегодняшний день не существует единственной установленной причины возникновения аутизма. Учёные сходятся во мнении, что его развитие связано со сложным сочетанием наследственных факторов и влияния внешней среды».


Представьте Вену на рубеже XIX–XX веков — город, где рождались смелые идеи и трудились выдающиеся врачи и учёные. Именно здесь, в 1943 году, австрийско-американский психиатр Лео Каннер впервые описал детей с необычными особенностями социального поведения, высоким интеллектом и трудностями в общении. Ещё раньше, в 1911 году, швейцарский психиатр Ойген Блейлер ввёл термин «аутизм» для обозначения состояния, которое наблюдалось у людей с шизофренией.


Что же скрывается за этими загадочными проявлениями? Почему некоторые дети воспринимают окружающий мир иначе? За прошедшие десятилетия взгляды на причины таких особенностей заметно изменились: от широко известной в 1950-х годах теории о «холодных матерях» (которая впоследствии была полностью опровергнута) до современных исследований, подчёркивающих влияние генетики и факторов окружающей среды.


Можем ли мы сегодня дать однозначный ответ на вопрос, что определяет развитие аутизма? Предлагаю разобраться, какие факторы лежат в основе этого сложного явления, опираясь на современные научные открытия, позволяющие глубже понять его природу.

Почему так важно разбираться в причинах аутизма?

Аутизм — это особое нарушение развития нервной системы, которое отражается на том, как ребёнок воспринимает, обрабатывает информацию и взаимодействует с окружающими.
Речь идёт не только об индивидуальной особенности одного человека: расстройства аутистического спектра (РАС) оказывают влияние на его близких, образовательную среду и общество в целом. Именно поэтому понимание причин аутизма, необходимо не только для разрушения стереотипов, но и для создания эффективных программ помощи и адаптации, которые будут полезны как детям, так и взрослым с РАС.

Согласно DSM-5 (Диагностическому и статистическому руководству по психическим расстройствам), аутизм характеризуется следующими признаками:
  • нарушение социальной коммуникации,
  • стереотипное поведение,
  • ограниченные интересы,
  • особенности сенсорного восприятия.
Но что это значит в реальной жизни?
Например, ребёнок может не откликаться на своё имя, избегать зрительного контакта или не понимать, как присоединиться к игре с другими детьми. Другой ребёнок может часами увлечённо заниматься одной темой — скажем, изучением расположения планет в Солнечной системе или устройством поездов, — но при этом ему будет трудно поддержать бытовой разговор.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), решающую роль в развитии детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) играет раннее выявление и своевременное начало помощи. Ряд научных работ, включая исследования, опубликованные в JAMA Psychiatry, показывают: чем раньше запускается коррекционная терапия, тем выше шансы на успешную социальную адаптацию, улучшение коммуникативных способностей и значительный рост качества жизни ребенка с РАС.

Эта тенденция подтверждается и в Казахстане. Так, по официальным данным Министерства здравоохранения Республики Казахстан, в 2008 году в стране было зарегистрировано всего 37 детей с диагнозом РАС (0,8 на 100 000 населения), а к 2020 году число возросло до 756 детей (~12,7 на 100 000). По информации Фонда Булата Утемуратова, в 2022 году диагноз аутизма подтвердился уже у около 12 000 детей. Кроме того, согласно исследованию, опубликованному в 2025 году в международном журнале Frontiers in Psychiatry, распространённость аутизма среди детей увеличилась с 14 на 100 000 (в 2016) до 59 на 100 000.

При этом распределение по возрасту, опубликованное в аналитическом материале казахстанского издания Inbusiness.kz, показывает, что большинство детей получают диагноз уже в школьном возрасте (9698 детей), тогда как среди дошкольников зарегистрировано 2783 случая, а до трёх лет — лишь 326 детей. Подобные цифры отражают недостаточную практику ранней диагностики аутизма, хотя именно в этом возрасте коррекционные программы наиболее эффективны.
Понимание аутизма заключается не только в знании диагноза, но и в осознании важности создания инклюзивной и поддерживающей среды, где каждый человек, независимо от особенностей развития, получает возможность раскрыть и реализовать свои способности.

Влияние генетических, экологических и биологических факторов на аутизм

Почему один ребёнок появляется на свет с расстройством аутистического спектра (РАС), а другой нет? Ответ скрыт в сложной взаимосвязи генетических, экологических и биологических факторов, которые влияют на развитие мозга ещё во время беременности. Учёные продолжают изучать механизмы, лежащие в основе аутизма. Несмотря на то что полная картина пока не ясна, уже известно: именно эти три группы факторов оказывают существенное воздействие.

  1. Генетические причины: возможно ли предсказать РАС?
Генетика занимает центральное место в формировании расстройств аутистического спектра. Согласно данным, опубликованным в журнале Nature, более 80% случаев РАС связаны с наследственными особенностями. На сегодняшний день выявлено свыше сотни генов, имеющих отношение к этому состоянию. Среди них — SHANK3, MECP2 и другие, которые отвечают за формирование нейронных связей и работу мозга.

Генетические тесты могут помочь выявить предрасположенность к аутизму, однако они не являются окончательным диагностическим инструментом. Определённые мутации действительно повышают вероятность возникновения РАС, но не служат стопроцентной гарантией. Именно поэтому даже у однояйцевых близнецов с одинаковым генетическим набором проявления аутизма могут различаться или вовсе отсутствовать у одного из них.

2.Экологические факторы: роль окружающей среды
Влияние на формирование нервной системы плода могут оказывать и факторы внешней среды. Согласно данным, опубликованным в журнале Environmental Health Perspectives, у детей, появившихся на свет в районах с высоким уровнем загрязнения воздуха, выше вероятность развития расстройств аутистического спектра (РАС). На мозг ещё в ранние периоды его формирования способны воздействовать тяжёлые металлы, токсины и пестициды, что может приводить к изменениям в его функционировании.

Также немалое значение имеет питание женщины во время беременности. Так, недостаток фолиевой кислоты повышает вероятность врождённых нарушений развития нервной системы, включая аутизм. Регулярное употребление продуктов, содержащих фолаты (зелёные овощи, бобовые, цитрусовые), помогает снизить эти риски.

3.Биологические факторы: инфекции, стресс и дефицит витаминов
Развитие РАС может быть связано и с биологическими факторами, включая вирусные инфекции во время беременности. По данным исследований, опубликованных в The Journal of Neuroscience, такие заболевания, как грипп или COVID-19, способны нарушать процессы формирования мозга плода, что повышает риск нейроразвитийных нарушений.
Кроме того, недостаток витаминов, особенно йода и витамина D, негативно отражается на работе нервной системы ребёнка. В частности, витамин D играет важную роль в созревании мозга, и его дефицит во время беременности может выступать дополнительным фактором риска развития аутизма.

Не менее значимым является и уровень стресса у будущей матери. Повышенная концентрация кортизола — гормона стресса — может влиять на формирование нейронных связей, что способно привести к изменениям в когнитивном развитии ребёнка.
_____________________________________________________________________________________________________________
Аутизм относится к сложным расстройствам, для которых не существует одной универсальной причины. Его возникновение связано с совокупностью факторов: наследственной предрасположенности, влияния внешней среды и особенностей биологических процессов, которые в совокупности формируют факторы риска аутизма.
_____________________________________________________________________________________________________________
За последние годы наука значительно продвинулась в понимании аутизма. Современные исследования раскрывают механизмы, лежащие в основе расстройств аутистического спектра, что открывает новые возможности для более точной диагностики, эффективной профилактики и повышения качества поддержки для детей и взрослых с РАС.

Запишитесь на консультацию
Получите быструю консультацию по специалистам, методикам или направлениям нашего центра. Наш администратор свяжется с вами в ближайшее время и ответит на все вопросы.

Провоцируют ли вакцины аутизм?

Вакцинация — одно из величайших достижений современной медицины, ежегодно спасающее миллионы жизней. Несмотря на убедительные научные доказательства её безопасности, вокруг прививок до сих пор существуют мифы и недопонимания. Один из самых стойких — якобы вакцина может вызвать аутизм.

Так ли это на самом деле?
Нет. Идея о том, что вакцинация связана с развитием аутизма, возникла после публикации статьи британского врача Эндрю Уэйкфилда в журнале The Lancet в 1998 году. В ней он утверждал, что прививка против кори, краснухи и паротита (КПК) якобы способна вызывать расстройства аутистического спектра (РАС).

Тем не менее, данная теория была окончательно опровергнута множеством независимых исследований. Оказалось, что сведения в статье были сфальсифицированы, а сам Уэйкфилд имел явный конфликт интересов. В 2010 году он лишился врачебной лицензии, а журнал The Lancet официально отозвал публикацию. Позднее были проведены крупные исследования с участием сотен тысяч детей, и все они единогласно подтвердили: никакой связи между вакцинацией и развитием аутизма не существует.

Вместе с тем хочу поднять ещё один важный и часто обсуждаемый вопрос: «Есть ли у людей с аутизмом особые способности?»
Да, частично это так. У некоторых людей с расстройствами аутистического спектра (РАС) действительно наблюдаются выдающиеся способности в сферах, где важны сосредоточенность, внимание к мелочам и развитое аналитическое мышление. Это может проявляться в математике, музыке, искусстве, программировании или в необыкновенной памяти.

Так, например, Дэниел Таммет, получивший прозвище «человек-калькулятор», способен в уме выполнять сложнейшие вычисления и запоминать огромные последовательности чисел. А Темпл Грандин, известная учёная и правозащитница, внесла значительный вклад в изменение методов работы с животными в сельском хозяйстве, используя своё нестандартное мышление и уникальное образное восприятие мира.

Однако важно помнить, что не все люди с аутизмом обладают савант-синдромом (исключительными способностями в определённой сфере). Большинство из них просто воспринимают мир по-другому, что не делает их лучше или хуже — лишь по-своему уникальными.

Раннее выявление симптомов аутизма — ключ к эффективной поддержке

Как психолог Центра реальной инклюзии «Эрудит» в Казахстане, я ежедневно сопровождаю детей в их развитии, помогая преодолевать трудности в обучении и социальной адаптации. Одним из самых важных и одновременно деликатных направлений моей работы является диагностика раннего детского аутизма. Раннее выявление признаков имеет огромное значение, ведь своевременная помощь способна значительно повысить качество жизни не только самого ребёнка, но и всей его семьи.

В июне 2023 года в наш центр обратилась мама пятилетнего Марка из Атырау. Она заметила, что мальчик не откликается на собственное имя, избегает зрительного контакта и предпочитает играть один. Так как врачи не смогли дать ей ясных объяснений, она решила провести более углублённое обследование.

Диагностика аутизма у детей — это многоступенчатый и непростой процесс, который требует комплексного подхода.

В нашем центре мы начали с детального нейропсихологического исследования. Применяя современные методы, включая ADOS-2 (Шкалу наблюдения для диагностики аутизма) и ряд других стандартизированных тестов, мы подтвердили у Марка наличие признаков расстройства аутистического спектра.

Так как каждая ситуация уникальна, специалисты центра разработали для нашего маленького пациента индивидуальную программу коррекции, которая включала:
  • занятия с логопедом для развития речи и коммуникативных навыков;
  • сенсорную интеграционную терапию, которая помогает лучше воспринимать окружающий мир;
  • нейропсихологические упражнения для улучшения социальных навыков и эмоциональной регуляции;
  • методы поведенческой терапии, направленные на коррекцию трудностей во взаимодействии.
После нескольких месяцев целенаправленных занятий мы отметили значительные изменения: Марк стал проявлять больше инициативы в общении, начал откликаться на своё имя, в его речи появились первые слова, а интерес к взаимодействию с окружающими заметно усилился.

Этот пример наглядно показывает: чем раньше начинается коррекционная работа, тем выше вероятность успешной адаптации ребёнка в обществе. Поэтому, если вы замечаете особенности в развитии своего малыша, не откладывайте обращение к специалистам!

Диагностика детского аутизма в инклюзивном центре «Эрудит»

Потребности каждого ребёнка с расстройством аутистического спектра требуют особого внимания, профессионализма и индивидуального подхода. В центре «Эрудит» в Казахстане мы не только проводим диагностику аутизма, но и помогаем детям раскрывать их внутренний потенциал. Наши коррекционные программы строятся с учётом индивидуальных особенностей ребёнка, что позволяет обеспечить эффективную поддержку и всестороннее развитие.

Предлагаю ознакомиться с основными этапами диагностики аутизма, которые проводятся в нашем центре, чтобы сделать процесс максимально ясным и прозрачным:

  1. Клинический осмотр
Это первый этап, на котором специалист — психиатр, невролог или психолог   — наблюдает за поведением ребенка и его реакциями на разные стимулы. Наши специалисты тщательно анализируют ключевые аспекты развития: коммуникативные навыки, социальное взаимодействие, уровень заинтересованности и наличие стереотипных особенностей поведения.

2.Опрос родителей
На этом этапе проводится сбор информации от родителей или опекунов о развитии и поведении ребенка. Мы разработали специальные анкеты и опросники, направленные на выявление возможных признаков аутизма.

3.Наблюдение
Наши специалисты наблюдают за ребенком в разных условиях — в школе, детском саду или дома, чтобы оценить его взаимодействие с окружающими и сверстниками.

4.Скрининговые инструменты
На этом этапе используются специальные анкеты и тесты для выявления признаков аутизма.

5.Психологическое и медицинское обследование
Мы проводим комплексную оценку развития ребенка, анализируя его речь, интеллектуальные способности и физическое здоровье. Для этого применяются различные психологические тесты, медицинские обследования и другие диагностические методики.

6.Лабораторные исследования
В некоторых случаях проводятся дополнительные лабораторные анализы, чтобы исключить другие медицинские состояния, которые могут влиять на поведение и развитие ребенка.

Если у вас возникают вопросы или сомнения относительно развития вашего ребенка, не откладывайте и смело обращайтесь за поддержкой! В инклюзивно-реабилитационном центре «Эрудит» каждому малышу уделяется индивидуальное внимание, учитывающее его особенности, потребности и сильные стороны.

То, что мы делаем для детей сегодня, формирует их будущее!

Свяжитесь с нами
Erudite
Алматы, ТРЦ Forum, пр.Сейфуллина 617, 4 этаж
Наши контакты
Быстрые ссылки
© 2016-2024 ЦЕНТР РЕАЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ ЭРУДИТ
Все права защищены.
ежедневно с 09:00 - 18:00
Адрес
Алматы, ТРЦ Forum, пр.Сейфуллина 617, 4 этаж
Как найти центр